oberst77 (Aleksey)

"Голиаф" - самоходная мина-танкетка.

19 posts in this topic

"Голиаф" - самоходная мина-танкетка.

Конструкция и принцип работы первой модели Sd.Kfz.302 (E-Motor)

Sd.Kfz.302 представлял собой небольшую танкетку на гусеничном ходу. Габариты корпуса машины составляли 1,5 х 0,85 х 0,56, масса без заряда взрывчатки составляла 310 кг. Корпус был изготовлен из стали толщиной 5 мм и был разделен на три отсека. В заднем отсеке находилась катушка с трехжильным кабелем (два – для управления, один – для подрыва), в среднем – устройства и механизмы управления, в переднем – контейнер со взрывчаткой. По бокам между большими катками, закрытые крышками, располагались электромоторы Bosch и аккумуляторные батареи (напряжением 24В, общая емкость 100 А*ч). Два электродвигателя суммарной мощностью 5 КВт (по одному с каждой стороны) передавали крутящий момент посредством редукторов на ведущие передние колеса, таким образом приводили в движение гусеничную ленту.

02.jpg

Управление «Голиафом» осуществлял оператор из укрытия на расстоянии при помощи пульта, подключенного к машине посредством кабеля (длиной около 700 м). На пульте располагались два рычажка: справа вверху находился рычажок для поворотов машины влево или вправо; слева вверху – рычажок с тремя позициями для контроля движения (вперед, стоп и назад). Взрыв осуществлялся поворотом ключа, который вставлялся в скважину на пульте, расположенную ниже рычажка контроля движения. Маневрируя при помощи рычажков пульта, оператор совершал подрыв танкетки в нужный момент, уничтожая при этом вражеский объект (вместе с танкеткой). 

 

03.jpg

 

Танкетка модели Sd.Kfz.302 (E-Motor) могла нести заряд взрывчатки массой до 60 кг и передвигаться со скоростью до 10 км/ч. Проходимость 302-го оставляла желать лучшего, одной из причин был маленький клиренс и слабые моторы. Запас хода составлял всего 1,5 км, но это в идеале, на деле он редко превышал 1 км, т.к. в условиях бездорожья батареи быстро разряжались.

Еще одним недостатком танкеток модели 302 была недостаточная защищенность от пуль. Корпус легко пробивался из пулемета или винтовки, не говоря уже про более мощные средства поражения.

 

04.jpg

Несмотря на явные недостатки и высокую стоимость (3000 рейхсмарок), машина все-таки была запущена в серийное производство. Первые экземпляры были изготовлены в апреле 1942 года. Всего (до января 1944 года) было выпущено 2650 экземпляров Sd.Kfz.302 (еще их обозначали как Gerät 67, что переводится как изделие 67). 

Разработчики учли многие недостатки 302-й модели и попытались устранить их в следующей модели - Sd.Kfz.303.

 

0_1af0de_c1c279c7_orig.jpg

 

05.jpg

 

Инфо взята с просторов интернета.

 

 

Edited by oberst77 (Aleksey)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Бензиновая версия «Goliath V» Sonder Kraftfahrzeug Sd.Kfz.303a/303b (Gerät 671, 672)

Стремясь снизить стоимость самоходных мин «Голиаф», в 1943 году немецкие инженеры провели ряд изменений в конструкции машин, после чего она получила индекс Sd.Kfz.303а (или Gerät 671). В первую очередь это коснулось силовой установки, электромотор заменили на более дешевый и простой бензиновый двигатель. Двухцилиндровый карбюраторный мотор Zündapp SZ7 имел рабочий объем 0.7 литра и развивал мощность 12 л.с. Его расположили в среднем отсеке корпуса танкетки. 

Бензин заливался в 6-литровый топливный бак, который разместили в заднем отсеке между катушкой с проводами и средним отсеком. Это позволило увеличить запас хода с 0,8-1,5 км до 6-12 км.

 

06.jpg

Аккумулятор разместили сбоку и прикрыли крышкой, рядом с ним находились воздушный фильтр и механизмы управления.

Корпус модернизированного «Голиафа» почти не изменился в размерах (1,62 х 0,84 х 0,60 м), но получил более мощную защиту, теперь толщина стенок составляла 10 мм.  Снаружи он также претерпел некоторые изменения, хоть и едва заметные.

Несмотря на увеличенную вдвое броню, масса 303-го даже снизилась (видимо избавились от тяжелых батарей для электромоторов) до 290 кг (против 310 кг у 302-й модели). Это позволило увеличить массу заряда взрывчатки на 15 кг – до 75 кг, что значительно добавило разрушительной силы.

07.jpg

Изменения в конструкции позволили значительно увеличить клиренс: с 11,4 см до 16,0 см. Благодаря чему, проходимость «Голиафа 303а» по бездорожью была улучшена. Глубина преодолеваемого рва составила 85 см (против 60).

Максимальная скорость 303-го осталась такой же – 10 км/ч.

Как видно, изменения произошли существенные, что позволило значительно улучшить тактико-технические характеристики танкеток Goliath 303-й модели. Но самое главное, удалось снизить стоимость, причем втрое – с 3000 до 1000 марок.

The-Goliath-Tracked-Mine.jpg

Бензиновых танкеток модели 303а с апреля 1943 г. по сентябрь 1944 г. было выпущено 4604 штуки (на заводах фирм Borgward, Zündapp & Zachertz). 

Следующая и последняя модернизация была проведена в 1944 году. Модель получила индекс 303b (Gerät 672). Машина прибавила в размерах и весе: 1,63 х 0,91 х 0,62 м и 330 кг. Максимальная скорость увеличилась до 12 км/ч. Масса заряда взрывчатки достигла 100 кг. Клиренс подняли до 16,8 см, а глубина преодолеваемого рва увеличилась до 100 см. Всего «Голиафов» 303b было выпущено 325 штук.

 

Инфо взята с просторов интернета.

 

 

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Использование Голиафов 

Первыми подразделениями, получившие «Голиафы», стали 811 и 815-я танковые инженерные роты, а также 600-й моторизированный батальон. Позже телетанкетки поступили в 627-ю инженерно-штурмовую бригаду.

0_1af0d7_8614f634_orig.jpg

В реальном бою самоходные мины Sd.Kfz.302/303 немцы впервые применили в июле 1943 года во время наступательной операции «Цитадель». Тогда в ход пошло все новейшее вооружение Вермахта: новейшие средние танки Pz-V (Panther), тяжелые танки Pz-VI (Tiger), тяжелые самоходки «Фердинанд». Вместе с этими тяжеловесами боевое крещение приняли и телетанкетки. Они входили в состав 654-го дивизиона истребителей танков, где к началу операции было 44 «Фердинанда». Дивизион находился в оперативном подчинении 41-го танкового корпуса и воевал на северном фасе Курской дуги в районе станции Поныры, где понес тяжелейшие потери. Большая часть «Фердинандов» была выведена из строя (в основном на минных полях).

08.jpg

Как проявили себя самоходные мины «Голиаф», точно не известно. О том, что их использовали можно судить по донесениям в Генштаб Красной Армии. В донесении были зафиксированы случаи применения немцами нового вида оружия – небольших гусеничных безлюдных машин со взрывчаткой на борту. Машины атаковали советские танки, взрываясь рядом с ними, наносили им повреждения и выводили из строя. Также, отмечалось, что танкетки немцев (русские их назвали танкетки-торпеды) атаковали и разрушали фортификационные сооружения Красной Армии.

0_1af0d6_892401a1_orig.jpg

Насколько успешным было применение «Голиафов» сказать трудно, но можно предположить, что все же некоторые результаты они показали. Иначе как объяснить тот факт, что в июле 1943 г. на Центральный фронт была отправлена разведгруппа (куда вошли и бронетанковые инженеры) с целью захвата танкеток-торпед для дальнейшего изучения и выработки мер борьбы с ними.

Советскими специалистами был выявлен ряд недостатков немецких телетанкеток, в их числе недостаточная проходимость и слабая защита.  На основе этого были разработаны рекомендации по их уничтожению: разрыв кабеля, расстрел из всех видов вооружения, сжигание «Коктейлем Молотова», подрыв гранатой. Танкистам категорически запрещалось совершать наезд на танкетки и держаться от них на расстоянии.

01.jpg

 «Голиафы» рассматривались советской стороной, как современное и опасное оружие, которое могло нанести ощутимый ущерб, если вовремя не принять контрмер.

Кроме Восточного фронта, немцы применяли телетанкетки также против американских и британских войск. Свидетельства этому – многочисленные фотографии союзников с захваченными «Голиафами».

.

 

Инфо взята с просторов интернета.

 

3 people like this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо, Алексей, за развернутую справку. С удовольствием почитал.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Боевое применение!

 

Интересные выдержки из книги  Андрея Васильченко «Цитадель Бреслау. Последняя битва…»

Понятно, что речь идет о боях за город-крепость Бреслау. =)

 

…..В начале февраля 1945г. Для усиления сапёрных частей крепости Бреслау с полигона Кёнигсбрюк по ж/д прибыло 2 эшелона телеуправляемых танкеток «голиаф». В каждом эшелоне по 48 танкеток и 60 человек персонала….

 

……Если говорить о боях, которые вел полк Бессляйна, то необходимо отметить, что в утренние часы 18 февраля он был поддержан несколькими «Голиафами». Подразделением, которое успешно использовало против советских войск телеуправляемые танкетки, командовал лейтенант Коне. Оглядываясь назад на несколько дней, можно отметить, что позиции эсэсовский полк занял близ Вайстринца 14 февраля. Пару дней спустя в штаб крепости из полка докладывали о том, что советские саперы успешно справлялись с восстановлением в свое время взорванного путепровода на Рейхс-штрассе. Лейтенант Коне получил персональный приказ от коменданта крепости. Ночью 16 февраля он провел разведку в районе Вайстринца. На следующий день он доложил ее результаты: «Иваны не должны спокойно продолжать свои работы. Я предлагаю лично подготовить 17 февраля специальную группу, чтобы рано утром 18 февраля атаковать их позиции». Предложение показалось генералу фон Альфену весьма заманчивым.

18 февраля 1945 года чуть свет лейтенант Коне направил свое подразделение к восстанавливаемому советскими саперами путепроводу. В тот момент красноармейцы допустили непростительную оплошность. В утренней тишине можно было хорошо расслышать шум приближающихся танкеток. Но, судя по всему, на него никто не обратил внимания. Чтобы обеспечить беспрепятственное проникновение взрывных машин на мост, полк Бессляйна должен был начать отвлекающее наступление. После того как в районе 6 часов утра три «Голиафа» вышли на исходные позиции, эсэсовцы открыли по советским позициям огонь из артиллерии и минометов. Шум обстрела должен был заглушить шум моторов и лязг небольших гусениц, благодаря которым передвигались танкетки. Прежде чем красноармейцы заметили «Голиафы», первый из них уже достиг середины восстановленного моста, а две остальные неуклонно приближались к нему. Каждая из танкеток несла на себе от 75 до 225 килограммов взрывчатки. Раздалось три взрыва — и мост-путепровод погрузился в облако обломков и пыли. Когда клубы дыма рассеялись, то немцы заметили, что при помощи «Голиафов» было полностью уничтожено два пролета моста, а некоторые опоры были повалены в протекавший под ним ручей. Для немцев это было несомненным тактическим успехом. Советские атаки в направлении аэродрома Гандау были отложены на несколько дней. При этом сами немцы во время этой операции не понесли фактически никаких потерь — был лишь легко ранен один из саперов…..

 

…..В городских боях «голиафы» использовались для подрыва домов, занятых красноармейцами. Как следствие - большой психологический эффект!…..

 

Для иллюстрации операции с "Голиафом" фото. (не относится к боям за Бреслау. Датированы февралём 1944):

01.jpg

02.jpg

03.jpg

04.jpg

05.jpg

07.jpg

08.JPG

09 (2).JPG

010 (2).jpg

011.jpg

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Август 1944. Использование "Голиафов" при подавления Варшавского восстания:

01 (2).jpg

02.jpg

03.jpg

04.jpg

05.jpg

06.jpg

07.jpg

08.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Думаю, придётся дожидаться вечерка, а вернее темени!) ;) 

Опять же, у восставших не особо много тяжёлого вооружения было.... в основном стрелковое.

Edited by oberst77 (Aleksey)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот небольшое описание боевого применения "Голиафов" и не только про них, но думаю будет интересно хоть и много текста (информация иногда дублируется):

 

На фото предположительно бойцы 627-й инженерно-штурмовой бригады (Восточная Пруссия ныне Калиниградская обл.):

Nov 1944.jpg

В 1942-43 гг. Голиафами были вооружены 811, 812, 813, 814 и 815 танковые инженерные роты (Panzer-Pionier-Kompanien 811, 812, 813, 814 und 815).
 

В 1944 году 811 рота влилась в 501 сапёрный штурмовой батальон; 812-я - в Panzerkorps Grossdeutschland-Pionier-Bataillon 500; 814-я и 815-я - в 500-й сапёрный штурмовой батальон. В свою очередь в ноябре 1944 года этот батальон вошёл в 627-ю инженерную штурмовую бригаду как 3-й батальон бригады. 501-й сапёрный штурмовой батальон вошёл в эту бригаду как 2-й батальон.

600-й моторизованный инженерный батальон резерва главного командования "Тайфун" (600 Heerespionierbataillon (mot) zbV (Taifun) также был вооружён Голиафами. Это соединение действовало на Западном фронте в составе 5-й танковой армии. Разгромлено в Рурском котле в апреле 1945 г.

 

 

А теперь немного о вышеупомянутой 627-й инженерно-штурмовой бригаде:

 

 

627-я инженерно штурмовая бригада вообще очень интересное соединение!  Это было очень сильное соединение. Ей командовал подполковник Карл Херцог. В состав бригады входили три штурмовых моторизованных батальона, на вооружении которых находились разведывательные бронетранспортёры Sd.Kfz. 250/9 (а также бронетранспортёры Sd.Kfz. 250 других модификаций), бронетранспортёры Sd.Kfz. 251/9, называвшиеся немецкими солдатами «Штуммель» («окурок») - на них была установлена короткоствольная 75-мм пушка. На вооружении бригады находилось четыре роты «Голиафов» - малых самоходок-сапёров, несколько огнемётных взводов, а также два взвода, вооружённых установками «Тайфун», для выставления едких газово-дымовых завес. Именно эта бригада, сформированная осенью 1944 г. вела боевые действия на востоке Пруссии. Вполне вероятно, что она и могла вести боевые действия в районе южнее Гольдапа.


С этой бригадой есть одна неясность. В составе 2-го и 3-го её батальонов числятся по две роты "Голиафов". Они так и называются (дословно): 
1.(Goliath) Kompanie
2.(Goliath) Kompanie
Но!!!!!!! В состав 3-й роты этих батальонов входило по одному взводу неких "Тайфунов", о которых уже писали. Обозначаются они именно так "Taifun"-Zug. Очевидно, что рота Тайфун - это рота, вооружённая самоходными минами Голиаф. Но так не пишут. А пишут именно Goliath-Kompanie. А про взвод пишут "Taifun"-Zug. Но!!!! Почему такое различие между написанием??? Дело скорее вот в чём. Существует глухое упоминание об установках едких газово-дымовых завес, которые назывались как раз Тайфунами. Взвод "Тайфун" входил в состав 3-й роты. В её составе было ещё 2 взвода огнемётов. Т.е. это типичный химвзвод. Таким образом, можно сделать вывод, что взвод Тайфун - это не соединение вооружённое Голиафом, а именно химической установкой для дымзавес. Чтобы избежать путаницы, т.к. раньше Тайфунами называли именно голиафные соединения, и провели такое различение. Рота Голиафов так и называлась Goliath-Kompanie, а взводы химустановок - Taifun-Zug. Более того, в пользу этой версии говорит и то, что во время боёв 627-й бригады южнее Кёнигсберга в районе посёлка Вартен 5-6 февраля 1945 г., окружённые в подвалах домов Советские бойцы подвергались воздействию каких-то едких газовых хреновин.

 

 

 

 

627-я билась в районе пос. Прибрежный (Калиниградская обл.)!!!! Есть информация о газах, которые они пускали.

 

 

Боевое применение. Первыми подразделениями, получившими "Goliath" стали 811-й и 815-й танковые инженерные роты (Panzerpionier Kompanien) и 600-й моторизованный инженерный батальон резерва главного командования "Тайфун" (600 Heerespionierbataillon (mot) zbV (Taifun). Позже, они поступили на вооружение 627-й инженерной штурмовой бригады (627 Pioniersturmbrigade). Эффективность танкеток оказалась не высокой, танкетки применялись ограниченно, что связанно с техническими особенностями «Голиафов». Специально для транспортировки телетанкеток "Goliath" была спроектирована двухколёсная тележка, котору катили два человека. Но эта тележка была предназначена для транспортировки расчётом исключительно на поле боя. На большие же расстояния танкетку перевозили исключительно в кузовах машин. 
 

627-я инженерная штурмовая бригада (627 Pioniersturmbrigade) это: - инженерно - саперное подразделение вермахта - бригада воевала с красной армией на территории нынешней Калининградской области - в составе бригады была рота «Тайфун» вооруженная танкетками «Голиаф». На фото из книжки коменданта Кёнигсберга О. Лаша, краткое описание боевых действий бригады на территории Восточной Пруссии с 31 января по 1 апреля 1945 года и боевой состав. В бригаду входили 500, 627, 501 саперные батальоны и рота «Тайфун» вооруженная танкетками «Голиаф». «627 штурмовая саперная бригада 31 января, обороняясь, двигалась из Цинтена (Корнево) через Хайде-Маулен (недалеко от Мамоново, вдоль залива) и была отправлена в Кенигсберг (Калининград). Занимала оборону по линии Хаффштром-Кальген-Каршау (южный пригород Калининграда). Во время прорыва с 19 февраля 1945 года, наступала в направлении Метгетен - Фишхаузен(через пос. Космодемьянского, направление: Приморск - Балтийск). Вскоре бригада была выведена из состава гарнизона Кёнигсберга. Иногда получала приказы о совместных действиях с 5 танковой дивизией. Командир бригады - подполковник Карл Херцог». 
 

В начале апреля 1945 года бригада была выведена из состава гарнизона крепости Кёнигсберг - обороняла совместно с 5 танковой и 1 пехотной дивизиями участок в пригороде Кёнигсберга - вдоль железнодорожной линии в районе Зеерапен (Люблино). До 8 апреля немцам удавалось отражать наступление советской 39 армии и не допустить окружения крепости.

 

13 апреля - начало штурма Замландского полуострова. Бригада оборонялась в районе полуострова Пайзе (Светлый). На полуострове находилась ремонтная база 5 танковой дивизии и 627 инженерно - штурмовой бригады. Советская 43 армия 17 апреля 1945 года окружила немецкую группировку на полуострове Пайзе (Светлый). В северной части Костровского леса взяты в плен немецкие командиры 5 танковой дивизии и 627 инженерно - штурмовой бригады – однофамильцы Херцог: Ганс и Карл. Немецкие подразделения были разгромлены, материальная часть брошена, либо уничтожена. Рассказ командира 627 штурмовой бригады Херцога Карла о боях на Замландском полуострове в Восточной Пруссии весной 1945 года: «В апреле бригада была отрезана на полуострове Пайзе (Светлый) вместе с частями 5 танковой и 28 егерской дивизиями. Оставался единственный путь к спасению – морем до Пиллау (Балтийск). Командиры окруженных частей 17 апреля сдались в русский плен в северной части полуострова. Вернуться из плена удалось только в 1955 году. Девять лет отслужил в «Бундесвере», с 1967 года - генерал майор в отставке». На фото: Карл Герцог,Федеративная Республика Германия, военнослужащий «Бундесвера». В конце войны награжден рыцарским крестом. 
 

 

 

Первые советские переселенцы в поселке Цимербудде (Светлый) рассказывают о брошенной материальной части немецкой бригады. Оставленные немцами бетонные хранилища встречаются в Костровских лесах и сейчас. На 1 марта 1945 года у немцев оставалось еще 2527 танкеток с электромотором и 3797 - с двигателем внутреннего сгорания.

sd_kfz-302.jpg

Воспоминания первых переселенцев из СССР в Циммербуде (Светлый): Валерий Игарский «КЁНИГСБЕРГ, ЦИММЕРБУД», 1945 — 1947: «Однажды в конце дня к нам зашли два немецких парня 14 и 16 лет и спросили папу. Я ответил, что они могут немного подождать, он скоро придет с работы. Но они вышли на улицу, стояли, спокойно разговаривали между собой и ждали его возле ворот. Когда пришел папа и поговорил с ними, оказалось, что они нашли в лесу четырнадцать танкеток и просят его помощи, чтобы их отремонтировать. Вскоре у нас во дворе появилась одна танкетка и один запасной мотор от другой танкетки. Потом эти парни приходили к нам попеременно по одному почти каждый вечер и работали вместе с папой. Немецкая танкетка представляла собой небольшой танк на гусеницах, длиной около двух метров и высотой около метра, но без водителя. Как мне объяснили, спереди и сзади у нее были два «кармана» взрывчатки, которую достали и сожгли еще в лесу. Спереди и сзади танкетка имела также по два скошенных бронированных листа стали. Ей управляли с помощью длинного кабеля, который разматывался с катушки по мере продвижения этой управляемой самоходной мины дистанционного действия. Оператор следил за ней в бинокль и в нужный момент осуществлял подрыв всего устройства. Ее целью мог быть танк или артиллерийская установка, или долговременная огневая точка (дот) и т.п. Оба мотора были разобраны до винтика, детально изучены и собраны заново. Один из них взревел чуть ли не при первой же попытке запуска, тогда как у второго не хватало какой-то детали, и он заработал только через несколько дней. Мне было все это очень интересно, я повсюду совал свой нос, спрашивал и тут же получал разъяснения «на пальцах» и с удовольствием подавал нужного размера ключи, болты, гайки и шайбы. Мы общались на смешанном русско-немецком языке. Тогда я и узнал, что такое цилиндр, поршень, клапан, картер, шатун, бобина, аккумулятор и т.д. Наконец, мотор установили на танкетку, собрали трансмиссию и на коротком кабеле вывели три управляющих кнопки: две черные («поворот направо», «поворот налево») и одна красная — «стоп». Для ручного запуска мотора танкетка имела специальный рычаг. Когда первый раз папа запустил мотор и включил сцепление, танкетка так неожиданно бодро побежала вперед, что и папе пришлось пробежать за ней шагов пять, держа в руках короткий кабель с кнопками, пока он ее не остановил. Он бежал очень смешно, немного приседая, так что сперва засмеялись оба немецких парня, потом папа, а потом уж и я, потому что вначале я сильно испугался. Так я и запомнил эту картину, как они все трое, с руками и лицами, измазанными маслом и сажей, хохочут все громче, а я радостно бегаю между ними. «Нет, это совершенно никуда не годится, это просто опасно», — решили они и стали прилаживать на танкетку кресло, и прицеплять к ней за оглоблю большую телегу, на что ушло еще два вечера.

after war.jpg

Терпение мое уже горело синим пламенем, когда танкетка выехала, наконец, за ворота на необозримый простор бывшего картофельного поля. После этого раза два-три в неделю состоялся аттракцион катания на танкетке: к нам приходили до дюжины ребятишек, папа рассаживал их на телеге, а старшего сажал на сиденье, и общему восторгу не было предела. Я на него обижался за то, что мне часто не доставалось посидеть в кресле и самостоятельно поуправлять этой «упряжкой». Сложности начались с того, что у танкетки начали рваться гусеницы, для ремонта которых требовалось особое приспособление. Задержки происходили также из-за бензина, который надо было приносить в канистре издалека. Куда потом делось это чудо технической мысли, я уже не помню, но помню, что про остальные танкетки папа сказал, что теперь с ними разберутся эти «толковые и аккуратные немецкие ребятишки», которые их нашли».

 

По решению командования 11-й Гвардейской армии и Особого военного округа в июле 1945 года была устроена военная выставка. Она разместилась на нынешний улице Александра Невского в здании больницы скорой помощи. Все помещения этого здания отремонтировали, побелили, покрасили; привели в порядок территорию вокруг. На выставке трофейного оружия и военной техники немецко-фашистских армий были представлены все виды вооружений и боеприпасов, личное оружие офицеров, винтовки, карабины, автоматы, пулемёты, минометы, орудия всех видов и калибров. На дворе стояли танки, танкетки, бронетранспортёры, грузовики, мотоциклы на гусеничном ходу, средства радиосвязи и телефонные аппараты. 


rus 01.jpg

Привлекали внимание малогабаритные танкетки, управляемые по кабельно-проводной системе. На эти танкетки укладывались специальные заряды. Танкетка, управляемая по проводам, направлялась к объекту, который нужно было взорвать. Параллельно в других залах и во дворе разместилось советское вооружение и военная техника, находившаяся на оснащении Красной Армии. Посредством этой техники было сломлено сопротивление врага и нанесён полный разгром германской фашистской военной машине. Взято тут: http://www.klgd.ru/ru/city/750/almanac/a3_2.php
 

 

 

Еще немного про немецкие вундервафли, на которые так богата Калиниградская земля!)

 

 

627-я штурмовая сапёрная бригада (Heeres-Pionier-Sturmbrigade 627) под командованием подполковника Карла Герцога (Oberstleutnant Karl Herzog) находилась в оперативном подчинении 5-й танковой дивизии. В состав бригады входили два штурмовых моторизованных батальона: • Sturm-Pionier Bataillon 627 • Sturm-Pionier Bataillon 501

 

На фото  подполковник Карл Герцог (Oberstleutnant Karl Herzog) :

Herzog Karl.jpg

К сожалению, полных данных о наличии бронетехники в бригаде к началу февраля 1945г. не имеется. Тем не менее, исходя из данных сообщения Главного инспектора автомобильных средств вермахта от 30 декабря 1944 года, к началу наступательной операции советских войск в Восточной Пруссии 14 января 1945 на вооружении бригады находилось 4 лёгких разведывательных бронетранспортёра Sd.Kfz. 250/9 с 20-мм автоматической пушкой KwK 38 (а также 12 бронетранспортёров Sd.Kfz. 250 других модификаций), 4 самоходных установки на базе бронетранспортёров Sd.Kfz. 251/9, называвшиеся немецкими солдатами «Штуммель» («окурок») - на них была установлена короткоствольная 75-мм пушка KwK 37. Помимо этого имелось 7 санитарных бронетранспортёров Sd.Kfz. 251/8 и 2 бронетранспортёра Sd.Kfz. 251 других модификаций. Все эти машины (вероятно, без санитарных бронетранспортёров) входили в состав 627-го штурмового батальона. Таким образом, всего порядка 29 бронеединиц из которых лишь 7 не могли играть роль наступательных бронетранспортёров и самоходных орудий.

В 501-м штурмовом сапёрном батальоне находилось две роты «Голиафов» - малых самоходок-сапёров Sd.Kfz. 303 «Goliath V», два взвода огнемётчиков, а также взвод, вооружённый установками для произведения объёмного взрыва «Тайфун» (Pionierwaffe Taifun-Gerät).

«Тайфун» - являлся довольно редким оружием в Вермахте и использовался для проведения объёмных взрывов в закрытых помещениях (бункерах, подвалах и пр.). В годы 2-й Мировой войны данное оружие до боёв в Восточной Пруссии применялось всего три раза, причём один раз – неудачно (в центре Харькова в марте 1943 г.) и два раза успешно (в Керчи и при подавлении восстания в Варшаве в 1944 г.). Установку обслуживала группа сапёров (Taifungruppe) из 6-10 человек. Первоначально взрывная смесь была на основе ацетилена, вырабатываемого из карбида кальция во взаимодействии с водой, но низкий предел взрывной концентрации ацетилена вынудил искать более «безопасные» варианты. В дальнейшем принцип действия был следующим: взрывчатое газообразное вещество (80% окиси углерода и 20% этилена) через стальную трубку, к которой был протянут шланг, соединённый с баллоном, закачивалось в помещение. Под окисью углерода следует понимать не углекислый газ с формулой СО2, а двухвалентный монооксид углерода с формулой СО, еще более известный как угарный газ, который в больших количествах мог вырабатываться в газогенераторных автомобилях, столь популярных в то время. Командир группы производил подрыв смеси нажатием на взрывную машинку, которая подавала сигнал пиропатрону, закреплённому на конце трубки. Помимо этого, через шланги и трубки закачивалась также смесь метана и угольной пыли, которая при определённой концентрации и небольшой детонации (достаточно было маленького электрозамыкания на конце трубки) осуществляла крупный подрыв помещения. Нередки были случаи, когда концентрации смеси было недостаточно, и подрыв не производился. Смертельная доза основного компонента взрывной смеси (угарного газа) составляет 100мг на кубометр воздуха. В этом случае, наши бойцы, пережившие попытку атаки «Тайфунов» говорили о том, что противник травил их газами. Подобные случаи были отмечены в Харькове, Керчи, а также в Восточной Пруссии в начале февраля 1945 г. в полосе действия 11-й гв. сд в боях за пос. Вартен (юго-западнее Кёнигсберга), где активно действовали части 627-й бригады во взаимодействии с 5-й тд. С 14 января 1945 г. бригада вела боевые действия на территории Восточной Пруссии отступая с плацдарма на реке Нарев в район Хайлигенбайля

Затем вела оборонительные бои на юго-западной окраине Кёнигсберга. На основании изложенного, можно сделать вывод, что в ходе месячных боёв бригада понесла определённые потери, как в живой силе, так и в материальной части. Таким образом, количество бронеединиц в 627-м штурмовом сапёрном батальоне по всей вероятности было несколько меньше, чем указано выше.
 



 

 

 

Edited by oberst77 (Aleksey)
1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сапёры 79-го Танкового-инженерного батальона (4-я танковая дивизия) 1944 год. Интересно, что у некоторых кители и погоны старого образца.

4-Panzer-Division- PzPiBat.79.jpg

 

Без привязки:

room (1).jpg

room (2).jpg

image094.jpg

b_kat13_sub58_20.jpg

28745043952_33180d2350_b.jpg

61c15890d8fab350306c323302ac94a3.jpg

1 person likes this

Share this post


Link to post
Share on other sites

Немного дополню. Конструкция телеги для "Голиафа". Информация взята с сайта производителя военной техники FOA.

goliath02__17713.1495574728.1280.1280.jpg

goliath03__07555.1495574728.1280.1280.jpg

goliath11__48181.1495574728.1280.1280.jpg

goliath10__69362.1495574728.1280.1280.jpg

gt01_03__40277.1447695926.1280.1280.jpg

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Надо лошадь впрягать или к транспортному средству цеплять.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А колеса, железнодорожные что ли, от вагона? Почему?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ага, уже выяснил. 9_9

photofacefun_com_1496414437.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

И?

На фото везде с покрышками. А это какой-то эрзац вариант?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Please sign in to comment

You will be able to leave a comment after signing in



Sign In Now